Трагически ушла из жизни народная артистка СССР Нинелла
Александровна Кургапкина, замечательная балерина Кировского-Мариинского театра, с творчеством которой
связана целая эпоха в истории российской хореографии
Приход Кургапкиной на балетную сцену был обычным для
многих – хореографический кружок, выступления на любительской сцене. На одном
из концертов способную девочку приметила Агриппина
Яковлевна Ваганова. По ее совету Кургапкина и была
принята в Ленинградское хореографическое училище, которое закончила по классу
Вагановой, давшей ей путевку на большую сцену Кировского театра.
В театре нужно тотчас найти свою нишу, обрести свой репертуар и доказать свое
право его исполнять. Здесь нужно, наконец, уметь вписаться в огромный и сложный
коллектив, где партии так просто не уступают и не раздают.
У Кургапкиной был сильный характер, и творческой воли
ей было не занимать. Несколько лет она танцевала в кордебалете, неторопливо, но
верно продвигаясь к сольным партиям в «Спящей красавице», «Дон Кихоте»,
«Лебедином озере». Ее стали выделять среди танцовщиц кордебалета, оценили
легкий прыжок, великолепное вращение, безукоризненную точность исполнения,
устойчивость в танце и искусство сложных поддержек.
Наступила пора крупных партий, таких как Злюка в
«Золушке», Параша в «Медном всаднике». Ближе всего ее творчеству оказался
бравурный жизнерадостный танец таких героинь, как Жанна в «Пламени Парижа» или Китри в «Дон Кихоте». С партией Жанны Кургапкина
не расставалась долгие годы, а дуэт из этого балета стал ее визитной карточкой,
где знаменитые тридцать два фуэте она исполняла с таким блеском, легкостью и
изяществом, что зрительный зал всякий раз взрывался овациями.
Кургапкина исполнила за свою сценическую жизнь почти
весь классический репертуар – Жизель, Аврору в «Спящей красавице», Сильфиду в «Шопениане»... Обладая большим чувством юмора, Кургапкина легко осваивала комедийно-гротесковые роли,
такие как Чертовка в «Сотворении мира», Анна Андреевна в «Ревизоре».
Она была мастером дуэтного танца, взлетала в воздух, без страха доверяя себя
ловким и сильным рукам своих партнеров – Бориса Брегвадзе,
Валерия Панова, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. С ней любили работать выдающиеся хорео-графы Леонид
Якобсон, Игорь Бельский, Олег Виноградов. В Кургапкиной
их привлекали виртуозность танца, актерское мастерство, желание и умение
откликнуться на любой, казалось бы дерзкий,
эксперимент.
Тридцать четыре года отдала Кургапкина родной сцене Мариинского театра, а затем стала преподавать в
Ленинградском хореографическом училище, выпустив таких ярких танцовщиц, как
Жанна Аюпова, Анна Поликарпова, Ольга Волобуева. Кургапкина была замечательным репетитором, с ней готовили
свои партии Ульяна Лопаткина, Жанна Аюпова, Ирма Ниорадзе,
Диана Вишнева. Нинелла Кургапкина
обладала редкой хореографической памятью: совсем недавно, когда труппа
принялась восстанавливать почти забытый балет Леонида Якобсона «Шурале», Кургапкина с легкостью
показала молодым танцовщицам партию Сюимбике, которую
сама танцевала много лет назад.
Нинелла Кургапкина прожила
счастливую жизнь – любила и была любима, создала череду незабываемых образов на
сцене театра, которому никогда не изменяла и который считала своим домом. Она
была светлым жизнерадостным человеком. И память о ней сохранится светлая и
добрая.