Разрыв с Михайловским –  временно или навсегда?

 

8 ноября состоялась творческая встреча с народной артисткой РСФСР А.Е. Осипенко. Поклонников знаменитой балерины взволновало ее недавнее заявление об уходе из Михайловского театра.  О сложившейся в театре ситуации, проблемах современного балета, творческих планах Аллы Евгеньевны – обо всем этом шел откровенный разговор воскресным вечером в ДК им. Шелгунова.

 

-  Алла Евгеньевна, как случилось, что Вы ушли из Михайловского театра?

- Произошло событие неприятное и мной достаточно тяжело переживаемое.  Оно связано с постановкой «Лебединого озера» - спектакля, который всегда будет визитной карточкой любого театра. До постановки у нас состоялось собрание педагогов, где коллективу был представлен Михаил Григорьевич Мессерер, еще не назначенный на должность главного балетмейстера.  Фарух Рузиматов, тогда главный художественный руководитель Михайловского театра, поинтересовался нашим мнением о сценической редакции будущего спектакля. Мы единодушно высказались за вариант Константина Сергеева, близкий петербуржцам – вариант, на котором мы выросли и воспитались.  С этим мы ушли с собрания, а на первой репетиции неожиданно выяснилось, что мы -  в приказном порядке -  репетируем московский вариант Горского.  Ну что ж, мы люди подневольные, у нас есть начальство…

   Работать было сложно, хотя бы потому, что ни одного па Михаил Григорьевич не показывал – он давал видеокассеты, и с них учили и кордебалет, и солисты, и ведущая  балерина. Я репетировала с Ирой Перрен и, надо сказать, получала удовольствие от работы. Мне в свое время «Лебединое» не давалось так, как обещали мои физические данные, это был «несчастный случай» в моей жизни.  Мы много говорили с Ирой и все, что я думала об этом спектакле, я старалась передать ей.  Единственное, против чего я предостерегала Ирину – это против слепого копирования рук Майи Михайловны Плисецкой. Я говорила: «Ира! Майя Михайловна могла все себе позволить, но рук-змей в спектакле быть не должно.  Мы ТАК этого не видим – это Петербург!».

   На собрании после премьеры Михаил Григорьевич поблагодарил педагогов, мне же сказал: «А Вы, Алла Евгеньевна, не справились с работой. Ужасающие руки у Перрен, во втором акте она и вовсе кричит «Хайль Гитлер!».  Это было сказало публично и официально, в присутствии руководства.   Безусловно, это вопиюще несправедливо,  потому что руки Ирины  очень красивы.  Что касается моей реакции….  Я отношусь к людям, которые принимают любые замечания, если они сделаны в корректной форме. В данном же случае – какая корректность? Это просто оскорбление! И я подала заявление об уходе из театра. Хотя ушла не сразу - еще две недели репетировала, потому что Ирина Перрен была номинирована на «Золотой Софит» за роль в «Корсаре», который и получила. Мое же заявление об уходе до сих пор не подписано, но работать я не считаю возможным, пока  не получу публичных извинений.

 

- Алла Евгеньевна, оцениваете ли Вы ситуацию в театре как кризисную?

- Сейчас театр был  на гастролях в Венеции, и оценка этих гастролей в итальянской прессе  не очень высока.  Катя Борченко на генеральной репетиции «Лебединого озера» танцевала без партнера –  допустимо ли это в принципе?

   Вообще многие вещи непонятны.  Театр поставил «Лебединое» в московской редакции, потому что начальство считает, что «Михайловский театр не может тащиться в хвосте у Мариинского».  А тащиться в хвосте у Большого  лучше?  Сейчас в очередных планах Михайловского - возобновить «Лауренсию» в редакции Большого театра. Уже приглашены московские репетиторы, московские танцовщицы   Для меня это обидно. Потому что Михайловский театр в Петербурге имел репутацию и  имидж – это был  театр-эксперимент. И у него было много находок.  Чем думать о «Лауренсии», восстановить бы старые спектакли Михайловского - «Антония и Клеопатру», к примеру.  Пока есть люди, которые их помнят!  Ведь  хореография Игоря Чернышова и сегодня смотрится очень современно!

 

 

- Может быть, современному театру в принципе не хватает Балетмейстера с большой буквы? Каким он должен быть? 

-  Мне посчастливилось работать со многими выдающимися личностями, некоторые из них составили эпоху в развитии балета.

  Когда я начала танцевать в Мариинском театре, его художественным руководителем был Петр Андреевич Гусев – это был Богом посланный руководитель.  Он обращал внимание на все – на прически, детали костюма….  Не говорю уже об исполнении! После спектакля никто не разгримировывался, все ждали слов: «Такие-то такие-то, пройдите к Петру Андреевичу!». И его приговора ожидали – со страхом, волнением, потому что этот приговор был Значим.

   Потом был Константин Михайлович Сергеев.  Это был другой руководитель. Можно относиться по-разному к нему и его спектаклям, но это были хорошие спектакли. И сам он был Личностью.  У него был авторитет танцовщика, а, кроме того, авторитет культуры, знаний, образцовых отношений с людьми.  Он был красив, изысканно вежлив и изысканно элегантен.  Кроме того, был хорошим педагогом.  Помню, меня вводили в спектакль «Тропою грома», Дудинская репетировала со мной.  Константин Михайлович сказал ей: «Наталья Михайловна, оставьте Аллу в покое.  Пусть она танцует как видит и как чувствует. Не добивайтесь от нее, чтобы она повторяла Вас».  Для меня это было откровение, потому что тогда мне очень нравилась Дудинская, и я ее копировала. 

     Можно спорить о том, каким должен быть главный балетмейстер, что он должен уметь или не уметь. Но бесспорно одно – этот человек должен быть блестящим СПЕЦИАЛИСТОМ и выдающейся ЛИЧНОСТЬЮ, которую актеры уважают, с которой спорят, но которую одновременно признают. И еще – этот человек должен думать не о личном интересе, а о том, как держать уровень театра и бороться за этот уровень!

 

 

М. Макарова,

специально для фонда «Терпсихора»