ЧАС/ПИК №43 (509) 31 октября – 6 ноября 2007 года.

Для балерины времени не существует

 

Прошедший на сцене Александринского театра вечер в честь 75-летия легендарной балерины Аллы Осипенко назывался «Время женщины». Уникальность события собрала в зале весь балетный бомонд. Среди публики были замечены многие знаменитые коллеги юбилярши. Но супераншлаг обеспечили сотни преданных поклонников балерины – простые петербургские зрители.

 

Судьба трагична, но не абсурдна

 

   Вечер состоял из двух отделений. В первом показали драматический моноспектакль «Время женщины, или За час до того, как история будет окончена» по одноименной новелле Алексея Кононова в его же постановке (и режиссер вечера в целом тоже он).

    Роль героини Кристины, как написано в программке за 60 рублей, Claudia Grauve, Volkstheater, Germany. Видать, в народе, еще недавно умевшем писать по-русски имена Шиллера и Гете, толмачи начисто перевелись.

    Моноспектакль в духе театра абсурда посвящался Осипенко, но чем связывался с ее жизнью, осталось тайной. Известно, что судьба Осипенко была нелегкой, порой трагичной, но – не абсурдной. Творчество многогранно, отождествлять артиста и его героев нельзя. Но трудно представить, чтобы Осипенко могла, как Claudia Grauve, мыть в тазике ноги, потом, ползя по сцене на четвереньках, пить эту воду, а остатки лить себе на голову.

     Хотя действо определялось как моноспектакль, в программе были заявлены персонажи Старухи в исполнении артистов Дома ветеранов сцены. Но они не появились – не захотели нарушить жанр моноспектакля или побоялись, что их заставят пить воду после мытья ног? Этого зрители не узнали.

 

Сцену обнажили полностью

 

     После антракта начался долгожданный балет. В анонсе вечера обещались номера «в хореографии Юрия Григоровича, И.Чернышова, Леонида Якобсона, Бориса Эйфмана из репертуара, созданного для Аллы Осипенко». В действительности только два из показанных номеров относятся к репертуару юбилярши – отрывок из «Легенды о любви» Юрия Григоровича и «Мелодия» в постановке неведомого миру В.Чебукиани (так означен в программке знаменитый Вахтанг Чабукиани!). А хореографии Дж.Баланчина, Д.Обера и К. Макмиллана, чьи опусы были представлены в исполнении солистов Мариинского и Михоловского театров, Осипенко не танцевала.

    Для дивертисмента сцену обнажили полностью, предъявив зрительскому взгляду ту ее часть, что обычно скрыта за декорированным задником. Такое решение в принципе  возможно. Как говорится, нет плохих декораций, есть декорации не к месту. Технические приспособления, какие-то складированные предметы, монорельс, сделали сцену Александринки похожей на станцию Петербург-Товарная. На таком фоне потерялись адажио из «Бриллиантов» (Софья Гумерова, Данила Корсунцев), «Мелодия» (Ирина Перрен, Марат Шемиунов), фрагмент из балета «Манон» (Виктрия Терешкина, Игорь Зеленский). Только страстное исполнение Дианой Вишневой монолога Мехменэ-Бану и дуэта (партнер – Игорь Колб) из «Легенды о любви» на время заставило «не видеть» обстановки, в которой танцевали артисты.

 

«Сарабанда» на музыку Баха

 

     А в финале произошло чудо. На сцене появилась Алла Осипенко и Никита Долгушин – красивые, стройные, вдохновенные. Казалось, время не властно над их элегантными фигурами. Исполенная ими «Сарабанда» на музыку Баха в постановке известного хореографа Георгия Алексидзе обернулась кульминацией вечера – и не только потому, что здесь участвовала героиня торжества.

     То был миг подлинного искусства. Рисунок хореографии передавался жестами рук, но это не мешало «Сарабанде» стать торжеством, гимном танца, поскольку у Осипенко и Долгушина танцем было все – и поза, и взгляд, и поворот головы.

    «Сарабанда» - короткий номер, но эти несколько минут дали понять, какая великая танцевальная эпоха ушла вместе с легендарной петербургской балериной Аллой Евгеньевной Осипенко.

 

                                                                          Лариса Абызова