ЧАС/ПИК №43 (509)
31 октября – 6 ноября 2007 года.
Для балерины времени не существует
Прошедший на сцене
Александринского театра вечер в честь 75-летия легендарной балерины Аллы
Осипенко назывался «Время женщины». Уникальность события собрала в зале весь балетный
бомонд. Среди публики были замечены многие знаменитые коллеги юбилярши. Но супераншлаг обеспечили сотни преданных поклонников балерины
– простые петербургские зрители.
Судьба трагична, но не абсурдна
Вечер состоял
из двух отделений. В первом показали драматический моноспектакль
«Время женщины, или За час до того, как история будет
окончена» по одноименной новелле Алексея Кононова в его же постановке (и
режиссер вечера в целом тоже он).
Роль героини Кристины, как написано в
программке за 60 рублей, Claudia
Grauve, Volkstheater, Germany. Видать,
в народе, еще недавно умевшем писать по-русски имена Шиллера и Гете, толмачи начисто перевелись.
Моноспектакль в
духе театра абсурда посвящался Осипенко, но чем связывался с ее жизнью,
осталось тайной. Известно, что судьба Осипенко была нелегкой, порой трагичной,
но – не абсурдной. Творчество многогранно, отождествлять артиста и его героев
нельзя. Но трудно представить, чтобы Осипенко могла, как Claudia Grauve, мыть в тазике ноги, потом, ползя по сцене на
четвереньках, пить эту воду, а остатки лить себе на голову.
Хотя действо определялось как моноспектакль, в программе были заявлены персонажи Старухи
в исполнении артистов Дома ветеранов сцены. Но они не появились – не захотели
нарушить жанр моноспектакля или побоялись, что их
заставят пить воду после мытья ног? Этого зрители не узнали.
Сцену обнажили полностью
После антракта начался долгожданный балет.
В анонсе вечера обещались номера «в хореографии Юрия Григоровича, И.Чернышова, Леонида Якобсона, Бориса Эйфмана
из репертуара, созданного для Аллы Осипенко». В действительности только два из
показанных номеров относятся к репертуару юбилярши – отрывок из «Легенды о
любви» Юрия Григоровича и «Мелодия» в постановке неведомого миру В.Чебукиани (так означен в программке знаменитый Вахтанг Чабукиани!). А хореографии Дж.Баланчина, Д.Обера и К. Макмиллана, чьи опусы были представлены в
исполнении солистов Мариинского и Михоловского
театров, Осипенко не танцевала.
Для дивертисмента сцену обнажили полностью,
предъявив зрительскому взгляду ту ее часть, что обычно скрыта за декорированным
задником. Такое решение в принципе
возможно. Как говорится, нет плохих декораций, есть декорации не к
месту. Технические приспособления, какие-то складированные предметы, монорельс,
сделали сцену Александринки похожей на станцию Петербург-Товарная. На таком фоне потерялись адажио из
«Бриллиантов» (Софья Гумерова, Данила Корсунцев), «Мелодия» (Ирина Перрен,
Марат Шемиунов), фрагмент из балета «Манон» (Виктрия Терешкина, Игорь Зеленский).
Только страстное исполнение Дианой Вишневой монолога Мехменэ-Бану
и дуэта (партнер – Игорь Колб) из «Легенды о любви» на время заставило «не
видеть» обстановки, в которой танцевали артисты.
«Сарабанда» на музыку Баха
А в финале произошло чудо. На сцене
появилась Алла Осипенко и Никита Долгушин – красивые,
стройные, вдохновенные. Казалось, время не властно над их элегантными фигурами.
Исполенная ими «Сарабанда» на музыку Баха в
постановке известного хореографа Георгия Алексидзе обернулась кульминацией
вечера – и не только потому, что здесь участвовала героиня торжества.
То был миг подлинного искусства. Рисунок
хореографии передавался жестами рук, но это не мешало «Сарабанде» стать торжеством,
гимном танца, поскольку у Осипенко и Долгушина танцем
было все – и поза, и взгляд, и поворот головы.
«Сарабанда» - короткий номер, но эти
несколько минут дали понять, какая великая танцевальная эпоха ушла вместе с
легендарной петербургской балериной Аллой Евгеньевной Осипенко.
Лариса Абызова