На сцене Александринского театра
прошел юбилейный вечер легенды Кировского театра (как раньше назывался
Мариинский) балерины Аллы Осипенко. Поздравляет ИРИНА ГУБСКАЯ.
В годы расцвета танец Аллы
Осипенко изумлял отточенной, резкой графикой танца. А ее героини
отличались характером. В свое время характера хватило и самой балерине -- уйти из Кировского театра в концертное
существование. Театр потерял эталонно красивый дуэт: Алла Осипенко и Джон
Марковский. Взамен прославленной сцены, где она слыла лучшей Феей Сирени,
входила в число знаковых исполнителей "Лебединого озера" и
оказалась фантастической исполнительницей партии Хозяйки Медной горы,
балерина получила свой репертуар. В основном камерный:
в труппе Леонида Якобсона, в труппе Бориса Эйфмана, в Малом оперном.
Однажды выбранная "бездомность" стала постоянной.
Неудивительно, что и бенефис организовали не в Мариинке. И даже не в
Михайловском театре, где госпожа Осипенко служит теперь репетитором.
Постановщиком юбилейного вечера
выступил слабоватый в профессиональном отношении
хореограф Алексей Кононов. Для легендарной балерины, уже в годы
естественного заката ее сценической карьеры, господин Кононов делал
спектакли "Гарольд и Мод" и "Облака". В
Александринском театре первое отделение он отдал собственному опусу
"Время женщины" в исполнении приглашенной из Германии актрисы
Клаудии Грау. Зрелище тянуло на средней руки
данс-театр. Героиня с кукольно-целлулоидным
лицом, грязными волосами, в черном рабочем халате и с бледными босыми
ногами в синяках в декорации комнаты с обшарпанной мебелью и стенами
билась в истерике, пила воду из тазов, подставленных под протекающую
крышу (звук капающей воды и был основным звуковым сопровождением),
размазывала по тарелке макароны, жевала ободранные обои, примеряла
диадему и колье. В целом это походило на глухое похмелье. Во
втором, концертном, отделении фантазии постановщика хватило на то, чтобы
классическому репертуару определить фон из оголенной сцены и шагающих туда-сюда людей в черных рабочих халатах. Состав
исполнителей оказался неровным, и добрая половина значившихся в афише
исполнителей отсутствовала. Михайловский театр выставил пару премьеров:
Ирина Перрен и Марат Шемиунов продемонстрировали умение партнера
переносить балерину и немузыкальную пластику. В наворотах техники и
манеры па-де-де Обера--Гзовского бултыхалась
пара, недавно перешедшая в этот же театр из труппы Константина Тачкина.
От Мариинского было корректное адажио из баланчинских
"Бриллиантов" в исполнении Софьи Гумеровой, умеющей в своем танце
объединить акварель и четкий рисунок танца, и Данилы Корсунцева, который стал наконец выглядеть самостоятельной артистом, а не
только безукоризненным партнером. Практически безупречно в дуэте из
"Манон" выступили Виктория Терешкина и Игорь Зеленский.
Событием же вечера стал выход
Дианы Вишневой в паре с Игорем Колбом во фрагменте из "Легенды о
любви". Ожидалось, что на следующий же день балерина дебютирует в
"Легенде" в Мариинке. Дебют отложили. Пока партия действительно
не выглядит проработанной. Танцевальный рисунок еще не вполне
"ложится" на тело балерины, но роль уже вырисовывается в дуэте:
ясно, что ее царица не пытается обмануться хоть мигом пригрезившегося
счастья. А в сюжете юбилейного вечера "Легенда" оказалась
единственным, что осталось от идеи представить нынешних звезд в
репертуаре Аллы Осипенко.
Сама Алла Осипенко вышла на
сцену, как и положено, в финале вечера: с Никитой Долгушиным они
исполнили "Сарабанду" Георгия Алексидзе, одну из последних
работ в ее танцевальной карьере. Танцевали так, словно
вспоминали позабытое. Выглядело это скорее печально, чем
значительно: все-таки энергетика пластики ушла. Впрочем, любой, даже
провальный, вечер не способен замутнить легенду имени Аллы Осипенко -- слишком она высокой пробы.
|