Алла Осипенко: "Красивые ноги нужно продавать задорого!"
Сегодня на сцене Александринского театра будет отмечен юбилей одной из самых ярких танцовщиц ХХ века, примы-балерины Кировского театра, балетной труппы Леонида Якобсона, Театра Бориса Эйфмана, а ныне хореографа Михайловского театра Аллы Осипенко. Вечер назван "Время женщины" (режиссер-постановщик - Алексей Кононов, продюсер - Нина Петрова). В жизни прима-балерины переплелись события звездные и трагические. На недавней встрече с поклонниками в Шереметевском дворце Алла Евгеньевна, отвечая на, казалось бы, банальный вопрос: "Можно ли назвать вашу судьбу счастливой?", не сдержала слез, сказав, что первая половина ее жизни была безоблачной, а вторая - мучительной и многотрудной...

"Очень хочу выйти на сцену"

- Алла Евгеньевна, правда, что вы сами выйдете на сцену Александринки?
- Я так хотела! Но кроме того, что в своей жизни я нередко не сходилась характером с руководителями театров, меня буквально преследовал злой рок. В свои 20, когда я первый раз должна была выйти в "Спящей красавице", у меня случилась травма ступни.
А сейчас, когда мы с Лешей Кононовым готовили, возможно, мою последнюю работу - спектакль "Время женщины", у меня снова внезапно заболела нога. Прямо на репетиции в Германии колено распухло, и встать на ногу я уже не могла. Пролежала несколько дней и поехала в Ленинград, где врачи категорически запретили выходить на сцену. Но я все равно собираюсь выйти на сцену Александринки вместе с Никитой Долгушиным (еще одной легендой балета ХХ века. - Прим. авт.) в номере "Сарабанда" Баха, где у меня будет проходка на каблучках... Очень хочу выйти на сцену. Не ужинаю, мне сшили красивый костюм, хочу показать свои труды по поводу своей фигуры, раз в танцах не случилось (улыбается).
- 31 октября в Шереметевском дворце откроется выставка "Алла Осипенко: танец как способ жизни", где одним из экспонатов станет ваше заявление об уходе из Кировского театра...
- У меня были большие неприятности в Кировском театре. В итоге я написала заявление: "Прошу уволить меня из театра по творческой и моральной неудовлетворенности".
Я ушла и больше туда не возвращалась. Много лет спустя в архивах театра мои знакомые обнаружили приказ о моем увольнении, который поверг меня в шок. Там почему-то было записано: "Уволить народную артистку РСФСР Осипенко в связи с уходом на пенсию". От кого они скрывали истину?
- А что за конфликт случился у вас в Кировском театре?
- После того как на Западе остался Рудольф Нуриев (партнер Аллы Осипенко. - Прим. авт.), я стала практически невыездной. Десять лет тянулась эта странная история. Странность заключалась в том, что если театр отправлялся на гастроли в Америку, то меня посылали в Монголию. Если Кировский балет ехал во Францию, меня посылали в Румынию. Мое место заняла Федичева (Калерия Федичева, заслуженная артистка РСФСР, она эмигрировала в США, где преподавала в частной студии и построила здание балетной школы. Скончалась в Америке. - Прим. авт.), которая была в расцвете таланта и женской красоты. Но у нее случился серьезный роман с известным австралийским импресарио. Она была уверена, что он на ней женится, но он не женился. И Федичева тоже стала невыездной.
Катастрофа: прима стоит в мимансе!
- И вы снова вернулись в основной состав?
- Да, Федичеву отправляют в резерв, а меня - в Лондон. И там один из британских импресарио говорит: "Вы знаете, что у вас очень хорошая пресса?!" и добавляет, что будет настаивать на том, чтобы я танцевала в премьере "Лебединого озера". Так меня поставили во второй акт "Лебединого". Мне показалось, что это вернет мне прежнее положение в театре. Однако меня вызвал Сергеев (знаменитый танцовщик и хореограф Константин Михайлович Сергеев. - Прим. авт.) и сообщил, что в следующем спектакле, "Жизель", я должна выйти в мимансе, в дамах. Я наотрез отказалась: "Купите мне билет, я улетаю в Ленинград". Тогда мне говорят, что в последующих спектаклях и другие балерины (Колпакова, Сизова, Макарова!) будут также заняты в мимансе. Это, мол, вызвано финансовыми обстоятельствами, чтобы труппе заплатили больше денег! Раз для театра, ладно, я пошла в миманс, надев шляпу поглубже, чтобы меня не узнали. Но на следующий день получила рисунок от поклонника, где стою в шляпе, с подписью: "Катастрофа Кировского: Осипенко стоит в мимансе!" Кстати, рисунок я сохранила и теперь отдала в музей. Когда наступила вторая "Жизель", то я была уверена, что выйдет другая балерина. Но мне объявили: "Снова выходите вы! Так Константин Михайлович решили!" Ну раз он так решил, то я прямо в Лондоне написала то самое заявление об уходе...
- И вы сразу ушли в труппу гениального хореографа Леонида Якобсона!
- Не сразу. Прошел еще целый год. Когда мы вернулись, то разразился скандал: Наташа Макарова осталась на Западе, Осипенко подала заявление (они страшно боялись, что и я останусь, но у меня в мыслях такого не было!)... Меня начали уговаривать, обещать главные партии, лучшие гастроли и даже прибавить зарплату. Я тогда получала меньше других балерин: они - четыреста, я - триста. И опять меня обманули. Зарплату, правда, прибавили, но танцевать не давали...
На "ледовом побоище" балерине нечего делать!
- Вам довелось работать с Анастасией Волочковой. Что вы думаете об ее звездной карьере в балете и шоу-бизнесе?
- Я не могу быть совсем объективной, потому что Настя была моей частной, приватной ученицей, когда у меня не было работы и я давала уроки дома. Потом она приезжала ко мне в Италию, когда я работала там. Тогда у нее совсем не было денег, Настя жила там же, в студии, где я давала уроки. Слава богу, директриса студии пошла мне навстречу и не выгоняла учениц. Но свет включать по ночам запрещалось - это грозило серьезными неприятностями с полицией. Настя была хорошая, работящая девочка, от которой можно было ждать многого. Очень многого! Я первая была тогда готова с ней работать...
- А сейчас?
- Когда с ней случилась неприятная ситуация и ее выставили из Большого театра, я позвонила матери Насти со словами поддержки. Мне казалось, что это не должно коснуться Насти, той Насти, которую я помню и знаю...
А сейчас мы практически не общаемся. Потому что в данной ситуации Настя превратила свою жизнь в шоу-бизнес. Так нельзя!
Нельзя растрачивать свою одаренность...
Если ты ушла, встала на свои рельсы, то прежде всего держи свое "я". А она все-таки стала растрачивать его. Эти все свадьбы в три тура, это "ледовое побоище"! Стоит ли балерине на это себя тратить! Лучше найди себе балетмейстера, создай свой спектакль, свою труппу. Переключи себя на творческие проблемы, если ты балерина.
Замечательный педагог Марина Николаевна Шамшева мне говорила: "Алла, у вас красивые ноги! Продавайте их дорого!" Теперь я всем девочкам это повторяю. Продать не в смысле денег, а в том, чтобы внутренне ценить, что тебе Господь дал, и не транжирить зря.

Михаил Антонов