|
Газета "Коммерсантъ", №72/П (4857), 23.04.2012 |
|
Лебедь без страха и
упрека Наталья Осипова
станцевала "Лебединое озеро" |
|
Иван Васильев (Злой гений) и Наталья Осипова (Одиллия) вдоволь
покуролесили на балу у Владетельной принцессы Фото: Виктор Васильев / Коммерсантъ
|
Дебют балет
В петербургском
Михайловском театре в балете "Лебединое озеро" дебютировали три
новых исполнителя, благодаря
которым штатный спектакль превратился в событие
отнюдь
не городского масштаба. Наталья Осипова в роли Одетты-Одиллии, Иван Васильев
в
образе Злого гения и Марсело Гомес
— принц Зигфрид превратили благонравный балет
в
захватывающее зрелище, считает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.
Главной сенсацией этого "Лебединого озера",
заставившей рвануть в Петербург отряды московских
балетоманов, была мировая звезда Наталья Осипова. Широкую
популярность на родине балерина
получила в начале нынешнего сезона благодаря беспрецедентному
переходу из Большого театра в
труппу Михайловского — в стороне от обсуждения этого события не
остался даже премьер-министр
Путин. Однако в балетных кругах имя 25-летней артистки у всех на
устах с 2003 года — впервые
ее заметили еще семиклассницей балетного училища. Уже на
следующий год Наталья Осипова
удостоилась целых пяти личных рецензий, по большей части
разгромных. И как раз за "Лебединое озеро",
которое она танцевала на
школьном выпускном концерте,— белый акт целиком и черное
па-де-де. Обозреватель "Ъ", в частности, отметил
плохую выучку при отличных природных данных
и аффектированную актерскую игру, придавшую несколько пародийный
характер обеим ролям
главного русского балета.
С тех пор прошло восемь лет, уникальность дарования Осиповой
подтверждена практикой.
Балерина героико-комедийного плана, всеми своими
психофизическими данными будто созданная для
"Дон Кихота" и "Лауренсии",
отменила понятие амплуа. Станцевав более полусотни разнообразнейших
партий, она стала едва ли не лучшей в мире (а по мнению многих —
и просто лучшей) исполнительницей
ролей Жизели, Сильфиды, Никии — главных в белом романтическом
балете. Так что когда
Наталья Осипова взялась за "Лебединое озеро", которое
по всем канонам ей вроде бы не подходит,
это означало только одно: зрителей ждет новая сенсация. Ввиду
важности момента принца ей выписали
из Нью-Йорка: премьер Американского балетного театра (ABT) Марсело Гомес славится как
прекрасный
кавалер и незаурядный актер. И в качестве бонуса — звездный Иван
Васильев, партнер балерины
по жизни и по сцене, решил исполнить роль Злого гения.
Скажем так: сенсации не случилось. Безусловно, нынешняя Осипова
далеко ушла от Осиповой-школьницы
в смысле техники и мастерства. Свои недлинные жестковатые руки
она смягчила насколько
возможно — теперь они "поют", "говорят" и
"молят", как любили писать балетные
рецензенты. Саблевидную форму ног — серьезную помеху для белого
адажио, где требуются
чистейшие линии,— балерина прятала самым тщательным образом,
внимательно следя за ракурсами
поз (увы, выбранная ею форма пачки — длинной, по образцу XIX
века,— лишь акцентировала внимание
на подколенных изъянах). Естественно, в немногих прыжках этой
непрыжковой партии Наталья Осипова
была великолепна, а ее фирменные вращения по-прежнему не имеют
аналогов. И если 16 подряд двойных
фуэте зрители видели не раз, то 11 туров с бедра практически без
участия партнера (Марсело
Гомес лишь страховал
балерину, придерживая за талию одной рукой) оказались восхитительным
сюрпризом.
Увы, в актерской трактовке Одетты-Одиллии Наталья Осипова так и
не отделалась от аффектированных
школьных привычек. Белого лебедя она танцевала, доверившись
природной гиперэмоциональности
(проще говоря, рвала страсть в клочья): в патетических аттитюдах
широко открывала рот, а в позах
адажио запрокидывала шею так, будто предлагала принцу ее
свернуть. Зато демоническая Одиллия
у балерины получилась веселой и незатейливой: она панибратски
хлопала принца по плечу, чтобы
привлечь к себе внимание, и отрывала его руки от своей талии с
возмущением тинейджера. Явившиеся из
детства жесты и реакции, возможно, следует объяснить
перевозбуждением балерины, принесшим
коварные плоды в коде: с облегчением вырулив на финишную
диагональ, Наталья Осипова подсекла сама
себя, поломав выигрышную серию па-де-ша
с арабесками.
Как назло, внимательные партнеры, весь спектакль бережно
опекавшие Осипову-балерину, мало помогли
Осиповой-актрисе в поиске нужных интонаций. Марсело
Гомес, черноволосый латинский мачо
с крепкими
ляжками и повадками опытного сердцееда, мало походил на
идеалиста Зигфрида, хотя честно строил
брови домиком и возводил очи горе (к слову, в родном ABT артист
обычно танцует партию Злого гения).
С этаким ловеласом действительно надо было держать ухо востро,
так что нервозность Одетты-Осиповой
задним числом получила некоторое оправдание. А вот со Злым
гением — Иваном Васильевым,
изуродованным серым гримом до полной стертости природных черт,—
у балерины, напротив, было полное
душевное единение: на балу эта парочка проказничала с упоением
свиты Воланда на сеансе черной магии.
Могучий Иван, для которого постановщик "Лебединого"
Михаил Мессерер усложнил и расширил партию,
полностью изменил баланс сил в этом женском балете. Фирменные
перекидные танцовщика с зависанием
в субресо параллельно полу вызвали
бурю аплодисментов, неуместную в тихом белом акте. Его вариация
на балу, увенчанная двойным перекидным с согнутыми ногами и
поворотом на 540 градусов, затмила не
только танцы принца, но и саму Одиллию. Его прыжковые
неистовства в третьем действии были
настолько покоряющими, что победа Зигфрида,
подкравшегося к Злому гению сзади и вероломно
оторвавшего у него крыло, казалась несправедливой. И даже
дефекты больших пируэтов (из одного Иван
едва вырулил, ловко опустившись на колено, во время другого
сполз к левой нижней кулисе) не омрачили
торжества злых сил на этом празднике неубедительного добра.
Авторские страницы