Фото: Н.Круссер/Михайловский театр
|
Рядовое «Лебединое
озеро», идущее в Михайловском театре,
вызвало ажиотаж премьеры благодаря тщательно подобранному
па-де-труа Натальи Осиповой, Марсело
Гомеса и Ивана Васильева
Анна Галайда
Vedomosti.ru
На это «Лебединое озеро»
зрителей, чуть ли не половина которых приехала из
Москвы, а некоторые даже из Нью-Йорка, привели разные интересы.
Кто-то хотел
увидеть «Ванечку, не важно кем», кто-то премьера
American Ballet Theatre (ABT)
Марсело Гомеса, полюбившегося питерцам в дуэте
с Дианой
Вишневой, но любого человека, хоть отдаленно слышавшего про
современный русский балет, интриговал выход Натальи
Осиповой в главной партии
классического репертуара. Это та роль, о которой она говорила как
о мечте
не один
год, но к которой долго не отваживалась
подступиться после катастрофического
провала и в «белом» акте, и в «черном» па-де-де в годы учебы. Это
та роль,
которая теперь оставляла балерине лишь
два
варианта: либо неоспоримо победить,
либо с треском провалиться. Вероятно, два первоклассных партнера
были выбраны
не только для воодушевления, но и на случай потребности в
спасательном круге.
Гомес, пользующийся
репутацией главной звезды сегодняшнего ABT, с задачей
справился безукоризненно. Тяжеловатый, коренастый и тем
слишком не похожий
на наших стандартных принцев, Гомес
оправдывает свою репутацию, как только
начинает двигаться — еще до вариации. Несмотря на яркую
латинскую внешность,
свою «принцевую» природу он проявляет мягкостью поступи, соразмерностью
жеста
и танцем — техничным, но безмятежным, исключающим даже
мысль о демонстрации
трюков. И при появлении балерины Гомес, хотя и вырос на странных с точки зрения
русского зрителя трактовках классики, в
точном соответствии с эстетикой Петипа
превращается лишь в безукоризненного и галантного партнера.
Иван
Васильев,
в «Лауренсии» и «Пламени
Парижа» будто обладающий общей с Осиповой
кровеносной системой, ради танца с ней в «Лебедином озере» до неузнаваемости
затонировал лицо и попробовал
освоить
непривычную для себя роль третьей скрипки.
Но обзавелся в «черном»
акте персональной вариацией, срочно добавленной в
70-летний спектакль. По сцене он летал, как всегда, восхитительно,
не удовлетворившись
одним соло и появляясь перед выходами Одетты. Вставные номера не
только
нарушили классическую гармонию формы Горского —
Мессерера, которая выгодно
отличает редакцию, внесли чуждые идеи соперничества
Принца и Злого гения
(персонажа по этому случаю даже переименовали),
но временами крушили тот мир,
который удалось выстроить в своем спектакле
Осиповой. «Лебединое», вопреки
опасениям, действительно оказалось ее балетом. Осипова была предсказуемо,
дерзко виртуозна в образе Одиллии и неожиданна в роли
Одетты. В ней вновь,
как в «Жизели» и «Сильфиде»,
проявился
дар чародейки, который пробуждается
в балерине при соприкосновении с партнерами,
способными
поддержать ее
интеллектуально. Под руководством Михаила
Мессерера, автора петербургского
возобновления спектакля, Осипова
собрала воедино странные, неканонические
руки-крылышки, мелкое трепетное скольжение в pas de bourre,
бурные
опрокидывания в renverses и совершенно
странные, будто подломленные аттитюды,
выплавив из них отчаянную, не знающую покоя, боящуюся надежды
Одетту.
И хотя пресловутые «нелебединые» руки балерины не стали длиннее, далекие от
канонов ноги изысканнее, а стопы гибче, она создает колоссальное
напряжение,
в котором черта между сценой и жизнью
истончается до абсолютного нуля.
Санкт-Петербург