Трагически ушла из жизни народная артистка СССР Нинелла Александровна Кургапкина, замечательная балерина Кировского-Мариинского театра, с творчеством которой связана целая эпоха в истории российской хореографии

Приход Кургапкиной на балетную сцену был обычным для многих – хореографический кружок, выступления на любительской сцене. На одном из концертов способную девочку приметила Агриппина Яковлевна Ваганова. По ее совету Кургапкина и была принята в Ленинградское хореографическое училище, которое закончила по классу Вагановой, давшей ей путевку на большую сцену Кировского театра.
В театре нужно тотчас найти свою нишу, обрести свой репертуар и доказать свое право его исполнять. Здесь нужно, наконец, уметь вписаться в огромный и сложный коллектив, где партии так просто не уступают и не раздают.
У Кургапкиной был сильный характер, и творческой воли ей было не занимать. Несколько лет она танцевала в кордебалете, неторопливо, но верно продвигаясь к сольным партиям в «Спящей красавице», «Дон Кихоте», «Лебедином озере». Ее стали выделять среди танцовщиц кордебалета, оценили легкий прыжок, великолепное вращение, безукоризненную точность исполнения, устойчивость в танце и искусство сложных поддержек.
Наступила пора крупных партий, таких как Злюка в «Золушке», Параша в «Медном всаднике». Ближе всего ее творчеству оказался бравурный жизнерадостный танец таких героинь, как Жанна в «Пламени Парижа» или Китри в «Дон Кихоте». С партией Жанны Кургапкина не расставалась долгие годы, а дуэт из этого балета стал ее визитной карточкой, где знаменитые тридцать два фуэте она исполняла с таким блеском, легкостью и изяществом, что зрительный зал всякий раз взрывался овациями.
Кургапкина исполнила за свою сценическую жизнь почти весь классический репертуар – Жизель, Аврору в «Спящей красавице», Сильфиду в «Шопениане»... Обладая большим чувством юмора, Кургапкина легко осваивала комедийно-гротесковые роли, такие как Чертовка в «Сотворении мира», Анна Андреевна в «Ревизоре».
Она была мастером дуэтного танца, взлетала в воздух, без страха доверяя себя ловким и сильным рукам своих партнеров – Бориса Брегвадзе, Валерия Панова, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. С ней любили работать выдающиеся хорео-графы Леонид Якобсон, Игорь Бельский, Олег Виноградов. В Кургапкиной их привлекали виртуозность танца, актерское мастерство, желание и умение откликнуться на любой, казалось бы дерзкий, эксперимент.
Тридцать четыре года отдала Кургапкина родной сцене Мариинского театра, а затем стала преподавать в Ленинградском хореографическом училище, выпустив таких ярких танцовщиц, как Жанна Аюпова, Анна Поликарпова, Ольга Волобуева. Кургапкина была замечательным репетитором, с ней готовили свои партии Ульяна Лопаткина, Жанна Аюпова, Ирма Ниорадзе, Диана Вишнева. Нинелла Кургапкина обладала редкой хореографической памятью: совсем недавно, когда труппа принялась восстанавливать почти забытый балет Леонида Якобсона «Шурале», Кургапкина с легкостью показала молодым танцовщицам партию Сюимбике, которую сама танцевала много лет назад.
Нинелла Кургапкина прожила счастливую жизнь – любила и была любима, создала череду незабываемых образов на сцене театра, которому никогда не изменяла и который считала своим домом. Она была светлым жизнерадостным человеком. И память о ней сохранится светлая и добрая.