Культура
“УХОДЯТ,
УХОДЯТ, УХОДЯТ друзья". ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ АЛЕКСИДЗЕ
Нина АловертРусский Базар №26(636) 26 июня - 2 июля, 2008
Георгий
Алексидзе, выдающийся хореограф ХХ века, скончался 20 июня этого года.
Первого июля ему бы исполнилось 67 лет. В апреле 2004 года в Москве на
него напали грабители и не только все отняли, но и страшно избили.
Алексидзе тогда выжил просто чудом. Возможно, его болезнь – следствие
того нападения.
Я уже писала об этом хореографе в «Русском Базаре», поэтому только
вкратце повторю его биографию.
Родился он в Тбилиси, но балетное образование получил в Московском
хореографическом училище (ученик А.Мессерера), затем учился на
балетмейстерском отделении в Ленинградской консерватории (у Ф.Лопухова).
Танцевал в театре им.Палиашвили, потом занялся
сочинением хореографии, переехал в Ленинград. Там в 1966 году поставил
целую серию новаторских для того времени концертных номеров на сюжеты
«Метаморфоз» Овидия. Вечера «Хореографические миниатюры» продолжил
ставитьв 1967 и 1968 гг. Они должны войти в сокровищницу балетного
искусства России ХХ века. В театр имени Кирова Алексидзе с этими
постановками не допустили, но лучшие балетные артисты того времени
приняли участие в его концертных программах, состоявшихся на сцене
Большого зала Филармонии, а затем и Малого зала. Позднее Алексидзе ставил
отдельные одноактные балеты и для труппы Кировского театра. Одним из
самых удачных его произведений стал «Балетный дивертисмент» на музыку
Моцарта, который он сочинил для творческого вечера М. Барышникова в 1974
году.
Многие годы руководил балетом театра им.Палиашвили.
С 1985 года - художественный руководитель Тбилисского Хореографического
училища. Являлся главным балетмейстером Пермского театра. с 2000 года и
до смерти - заведующий кафедрой балетмейстеров в Академии Балета им.А.Я.Вагановой в Петербурге. Ставил балеты во многих
городах России.
Последний раз я видела Алексидзе осенью прошлого года в Санкт-Петербурге
- на открытии выставки, созданной работниками Театрального музея в честь
балерины Аллы Осипенко. Глядя на него, впору было только плакать. По залу
двигался седой старик, слепой на один глаз. Он произнес трогательную
вступительную речь в честь балерины, некогда создавшей образ «Сиринкс» в
его первой программе «Миниатюр». На открытии присутствовала и другая
исполнительница того же номера - Наталья Макарова. Обе они когда-то были
в этом номере неподражаемы и друг на друга не похожи.
30 мая этого года в Доме Актера в Петербурге состоялся вечер, посвященный
творчеству Алексидзе. Вместе с хореографом на вечере присутствовал один
из врачей, спасавших ему жизнь. Среди прочих был
показан фильм 44-летней давности о репетициях и концерте в Большом зале
филармонии с комментариями Т.Вечесловой (с участием И.Колпаковой,
К.Федичевой, Н.Долгушина, А.Осипенко, Ю.Соловьева, Дж. Марковского и др.). Появление на экране
знаменитостей прошлого («тогда веселых, молодых...»), а также самого
Алексидзе в зале встречалось аплодисментами. В конце мэтр сказал слова
благодарности всем присутствовавшим.
Остается только надеяться, что кто-нибудь возьмет на себя труд
восстановить миниатюры Алексидзе. А не то сейчас стало так модно
выпускать якобы «аутентичные» балеты столетней давности, а искусство
хореографов, исполнители которых еще живы, постепенно предается забвению.
Хотелось бы верить, что от творчества Алексидзе останутся не только
воспоминания очевидцев...
|