"Танцор- профессионал может все!"

В сентябре исполнилось девяносто лет Галине Иосифовне Галич - известной ленинградской балерине. Галина Иосифовна закончила Московское хореографическое училище. Танцевала в Ташкентском театре оперы и балета, Хабаровском театре музыкальной комедии, Ансамбле классического балета, была солисткой Ленинградской областной филармонии. Двадцать семь лет она руководила хореографическим коллективом Дома культуры "Кировец". В 1970-е годы Галина Иосифовна уделяла много внимания и сил развитию бальных танцев. Ее помнят как блестящего демонстратора танцев на методических семинарах и профессионального, грамотного и "не-подкупного" судью на конкурсах. До сих пор Галина Иосифовна остается творческим человеком, который сохраняет любовь к танцу и его профессиональное видение; хороший вкус и чувство юмора. Эти ее качества и проявились в ответах на вопросы "Танцевального вестника".

Галина Иосифовна, Вы много чем занимались в жизни и танцевали практически все - классику, эксцентрику, характерные, бальные танцы. Насколько сложна такая танцевальная "разностильность"?
Думаю, что человек, прошедший хорошую школу, может танцевать самые разные вещи. Я благодарна хореографическому училищу, где нас не щадили. Говорили, к примеру: "Завтра принесешь запись урока на французском языке!" И сидишь полночи, вспоминаешь движения, записываешь. Зато я до сих пор знаю все термины по-французски! Еще хорошая школа учит правильности движений: если танцор что-то делает, он должен делать правильно, иначе это будет некрасиво! Когда у нас в стране только появились латиноамериканские танцы, некоторые танцоры и даже педагоги выполняли основные движения румбы, как шансонетки - виляя задом, а не бедрами. Это потому, что телу, привыкшему к европейским танцам, было сложно освоить иной тип движения. Профессиональная же школа разрабатывает тело, поэтому танцор-профессионал в принципе может все!
Вы работали со знаменитыми балетмейстерами, в частности, с Леонидом Якобсоном. Сложно ли было контактировать с балетными "звездами"?
С Якобсоном мы сделали два концертных номера. Когда я пришла в Филармонию, то решила подготовить что-то особенное, номер, который бы "зазвучал". Им стала хореографическая миниатюра "Встреча в порту", которая отчасти сохраняет сюжет мопассановского рассказа. Речь идет о проститутке, которая соблазняет матроса, затем они ссорятся, он ее бьет, уходит, она кидается за ним, пытается остановить, он отшвыривает ее ногой. Сами понимаете, станцевать это было непросто - на "Лебединое озеро" не похоже! Сразу надо было настроиться на драму: вначале меня выкидывают из кабачка, я цепляюсь за фонарь на сцене. Затем вижу матроса, останавливаю его, заигрываю с ним, соблазняю, делаю всякие непристойные движения бедрами. Движения эти, кстати, были заимствованы из индийских танцев. Получилось так: Миша, мой партнер, сказал Якобсону: "К нам приезжали танцоры из Индии, и у Гали хорошо получаются их танцы". Якобсон велел: "Покажите!" Я показала, и он сразу решил: "Будете делать так!". Это было одним из методов его работы - он смотрел, что получается у танцовщика - и оставлял это в номере.
Якобсона все очень боялись - у него была репутация невыдержанного человека, который "орет" на репетициях. Поэтому я все ждала, когда же он начнет кричать, а он на меня ни разу голоса не повысил! Когда у меня не получалось, он подходил и тихо говорил: "Галя, Вы же можете лучше!". А один раз меня в самом драматическом месте смех разобрал, не знаю почему, душит смех - и все. И вот Якобсон идет ко мне в своих сапожках, а я внутренне вся сжалась и прямо онемела от страха: ну, думаю, сейчас он мне устроит! А он так спокойно: "Галя, а почему Вы смеетесь?". Я смотрю на него испуганными глазами, а он сам себе говорит: "Странно, Плисецкая у меня на "Спартаке" тоже в самых неподобающих местах смеялась!"
Вы танцевали со многими партнерами. Согласны ли Вы с утверждением о том, что роль партнера в балете и танцах значительно важнее, существеннее роли партнерши?
Не согласна. Конечно, когда партнер ведет так, что можно носом в пол попасть, танец невозможен. Но он невозможен и в том случае, если партнерша не идет ногами, как надо. Партнеры в танце равнозначны.
Безусловно, с хорошим партнером спокойно, он обеспечивает безопасность. В том же номере "В порту" был эпизод, когда меня кидают на пол. Если партнер хороший, то, когда ты летишь, он тебя ловит, делает в последний момент рывок, чтобы не больно было падать. Это техника. А у меня партнер не был такой блестящий - мог толкнуть, и я просто валилась. Приходилось надеяться только на себя, внутренне собираться в падении.
Вообще огорчительно, что иногда партнеры с нами не очень стесняются. Один в негритянском танце так стряхнул меня со спины, что я почку себе отбила! Хирург тогда мне сказал: "А зачем Вам почку пришивать, при Вашей работе все равно оторвете".
Вы в свое время судили много конкурсов по бальным танцам и славились своей непредвзятостью. Скажите, как, с Вашей точки зрения, может быть обеспечено максимально объективное судейство в танцах?
Наверное, надо, чтобы судья знал как можно меньше пар и тренеров. Я оценивала танец так, как я вижу, и предпочтение отдавала дуэтам, которые, с моей точки зрения, танцевали более грамотно. Я никогда не знала и не пыталась выяснить, "чья" та или иная пара. У всех нас есть свои симпатии и антипатии, и, если мне, к примеру, не нравится тренер, при чем здесь его ученики?
Как-то на конкурсе я судила москвичей лучше, чем ленинградцев, и один известный педагог подошел ко мне и сказал с угрозой в голосе: "Следующий раз Вас могут не пригласить!" Спасибо, главный судья, им был Владимир Федорович Смирнов, заметил и тут же осадил его: "Не давите на судей!"
Вообще, если судить честно, то судейство - невероятно тяжелое дело. Я всегда боялась чего-то недоглядеть, не увидеть номера пары, всегда нервничала, и поэтому перед конкурсом всегда принимала успокоительное!
Да, судья, принимающий успокоительное накануне турнира - это что-то не- традиционное! Но Вы, несмотря на нервную работу, до сих пор в хорошей форме! Известно, что балерины всю жизнь сидят на диетах. Как Вы питаетесь и что советовали бы есть танцорам?
Мясо. Некоторые едят одни овощи, сейчас вообще такое поветрие. Какой прок может быть от этого? Одна моя приятельница говорила, что если не съест хорошей отбивной перед спектаклем, она не может танцевать. Мясо дает силу, а у танцора должна быть сила, без нее ничего не сделаешь. Я до сих пор ем мясо, без него просто голодная. Не есть же один творог и капусту!

Александра Никитина

Журнал "Танцевальный вестник" сердечно поздравляет Галину Иосифовну с юбилеем и желает ей здоровья, бодрости духа, оптимизма и новых интересных открытий в жизни!